«Миссия в профессии» — служение Богу за пределами богослужения

«Миссия в профессии» — служение Богу за пределами богослужения

Игорь Алексеевич Бандура, на сегодняшний день являющийся вице-президентом Всеукраинского Союза Церквей евангельских христиан-баптистов Украины и частый гость Ассоциации «Духовное возрождение» дал интервью для Mission Eurasia Research Initiative и Школы без стен. Время для встречи, оказалось очень удачным, – конец учебного года, время подведения итогов, анализ ситуации, поиск решений. О сегодняшней ситуации в плане украино-русских взаимоотношений, о баптистских церквах, о религиозной свободе и неформальном обучении лидеров, а также о миссии в профессии мы поговорили с Игорем Алексевичем, который любезно ответил на все интересующие нас вопросы.

– Скоро исполнится год, как вы были избраны на должности первого заместителя председателя  ВСЦ ЕХБ Украины. За это время многое изменилось в украино-русских отношениях: необъявленная война, аннексия Крыма, боевые действия на Донбассе. Как  на Ваш взгляд повлияло политическое противостояние между двумя странами на взаимоотношения между украинскими и русскими баптистами? Стало ли понятно, что украинский и русский баптизм идут разными дорогами развития? В чем на ваш взгляд выражается разница между украинским и русским баптизмом?

– Мы стали свидетелями того, как политический дискурс способен влиять на взаимоотношения между христианами. Степень этого влияния выходит далеко за рамки допустимого. У украинских и российских баптистов одно вероучение, общая история и много общего в практике церковной жизни, служения и миссии. В этом смысле мы идем одной дорогой и, надеемся, что Бог сохранит нас на этом пути. Различия проявились в оценках и реакциях на политические процессы внутри наших стран и в отношениях между нашими странами. Российские братья не восприняли позицию украинских христиан в событиях до, во время и после Майдана. Прозвучала критика в нарушении библейского учения об отношении Церкви к органам государственной власти и вовлеченности в политику.

Особым раздражителем стала личность Александра Турчинова. Здесь и наметились наши различия. Украинские церкви острее ощущают важность личной свободы и ценности отдельной личности, свободы слова и вероисповедания, независимости церкви от государства. Украинские церкви более осознанно воспринимают ответственность за возвышение пророческого голоса в отстаивании достоинства личности, права и справедливости.

Для нас власть не является «священной коровой», а источник власти, — согласно Конституции, — не президент и правительство, а народ. У нас другая ситуация с религиозной свободой  и другие перспективы развития церквей.

Надеемся, что эти различия преодолимы и постоянные контакты, которые мы имеем,  постепенно помогут достичь согласия в вопросах, которые сегодня создают напряжение. Мы ценим помощь тех церквей в России, которые переживают вместе с нами и надеемся, что наши молитвы, Божья доброта и великодушие приведут к согласию и всех остальных.

 Негативные последствия военных действий на Донбассе привели к изоляции тех баптистских церквей, которые оказались на оккупированных территориях. Известно ли вам число церквей, которые  на сегодняшний день оказались в оккупации? В Донецкой области 56 церквей находятся на территории, которая контролируется Украиной и 44 церкви в зоне АТО. По Луганской области 24 церкви и 50 церквей соответственно. Как баптистский союз Украины поддерживает связь с этими церквами? Какой процент выехавших на мирную территорию Украины и сколько осталось на месте?

– Приблизительно одна треть всех членов церквей оставили зону АТО. Несмотря на трудности в пересечении зоны непосредственного боевого столкновения, областные объединения церквей Донецкой и Луганской областей остаются едиными и находятся под духовной опекой и руководством областных пресвитеров.

Большинство церквей баптистского братства оказывают постоянную помощь церквам в зоне гуманитарной катастрофы, хотя доставлять ее сейчас очень сложно. Мы работаем через ключевых служителей и опорные церкви, которые находятся в непосредственной близости к линии разграничения. Время от времени мы проводим общие встречи и совещания для служителей церквей. Кроме этого помощь приходит из других стран. Российские братья имеют возможность посещать церкви, на недоступной для нас территории, перемещаясь через границу, которая временно не контролируется Украиной и оказывать посильную помощь. Мы представляем интересы наших церквей на захваченных территориях на международных встречах, донося информацию о положении с религиозной свободой и бедственным положением людей.

 Какая ситуация с церквами украинского братства в АР Крым?

– Церкви крымского объединения работают над регистрацией отдельного союза согласно требованиям оккупационных властей Российской Федерации и выражают желание оставаться в ВСЦ ЕХБ. На сегодня ни одна церковь не получила регистрации, поэтому все они находятся в состоянии юридической неопределенности с непредсказуемыми последствиями для свободы собраний и права владения церковным имуществом. Часть церквей, которые раньше приостановили членство в объединении церквей ВСЦ ЕХБ, изъявили желание войти в Российский Союз ЕХБ, и это позволило некоторым из них пройти процесс перерегистрации.

 Статистика говорит о медленном уменьшении количества, как баптистских церквей, так и верующих баптистской традиции в Украине. Так в 2014 году по данным XVII съезда ВСЦ ЕХБ в Украине насчитывается 120 957 человек и 2350 церквей. Какая ситуация в плане численности на этот год? Какой процент потерь из-за войны на Донбассе и аннексии Крыма?

– По итогам 2015 года мы все еще будем наблюдать незначительное уменьшение количества членов церквей. Мы не отделили церкви Крыма, поскольку они остаются частью ВСЦ ЕХБ. По ситуации на Донбассе, нам сложно пока говорить языком цифр. Ситуация не способствует сбору и анализу данных. Многие люди переехали в другие города Украины и стали членами поместных церквей. Часть уехала в Россию. Сейчас снова открыта возможность эмиграции в США и несколько семей уже воспользовались этой возможностью. Есть семьи, которые ищут возможности начать новую жизнь в странах Европы.

 Медленное сокращение численности, о чем говорит высшему составу баптистского руководства?

– В нашем анализе мы смотрим не только на конечные цифры статистики. Для нас важны тенденции и то, что их формирует. Обращение и крещение новых людей происходит в поместных церквах. Для нас это сигнал о качественно иной работе с пасторами и ключевыми служителями церквей. Оставаясь верными неизменной Евангельской Вести, церкви должны учиться постигать Бога и наблюдать Его действия в новых условиях и вызовах времени. Есть время жатвы и есть время нового посева. Нам следует снова сеять Слово и терпеливо его взращивать. Мы также делаем акцент на активном служении церкви в обществе. Верим, что работа по формированию новых служителей принесет свои плоды.

 Как вы реагируете на уменьшение численности и потерю позиций? Ведь  около 10% за 10 лет, это существенные потери. Что вы думаете по этому поводу?

– Уменьшение численности не привело к потере позиций. Возросло количество церквей, которые активно развиваются и становятся ресурсными базами для развития служений. Сегодня процент духовно и социально активных членов церквей выше. Активная позиция многих церквей в молитве за страну и мир в нашем общем доме, участие в помощи переселенцам, раненым, солдатам на передовой очевидна. Многие молодые люди не только социально активны, но и интересуются вопросами миссии в другие страны. Заметно растущее влияние профессиональных христианских сообществ.  Можем говорить также о определенном влиянии на законодательном уровне.

 Как известно, должность областного пресвитера в баптистской церкви в Украине появилась еще в советское время и под влиянием коммунистического режима. Думали ли вы о том, чтобы  заменить должность областного пресвитера, на сан епископа?

– Умножение церквей требует соответствующей организационной составляющей. Еще в апостольское время возникла необходимость в людях, которые опекали не одну церковь, а группу церквей. Вне зависимости от названия, такие люди в баптистском братстве церквей функционально необходимы.

В баптистских церквах продолжается дискуссия о том, являются ли избранные церквами областные пресвитеры носителями только добровольной организации и взаимного сотрудничества, или в существующей структуре мы можем усматривать духовную составляющую, которая делает церкви не просто добровольным объединением, а Братством церквей, как единого духовного организма.

Традиция наименования «областной пресвитер» или «председатель областного объединения церквей» отображает акцент на не иерархической организационной составляющей сообщества церквей. Епископский сан не воспринимается, поскольку преобладает библейское понимание, согласно которому слова «пресвитер», «пастор» и «епископ»описывают одно и то же служение и не представляют собой духовную иерархию служения.

Исторические условия могут накладывать определенный отпечаток на то или иное служение, но оно не изменяет функциональную потребность в служителях, которых мы сегодня называем «областной пресвитер». Советское время не исключение, хотя областное служение – это не изобретение советской власти.

 Планирует ли братство установить определенный срок пребывания пастора на должности областного пресвитера, как это есть у главы объединения ВСЦ ЕХБ Украины?

 Этот вопрос находится в компетенции областной конференции служителей церквей, на которой и избираются областные пресвитеры. Не исключено, что практика ограничения служения Председателя ВСЦ ЕХБ двумя пятилетними сроками станет примером и повлечет соответствующие изменения в областных объединениях.

 Существует ли идея люстрации в баптистском союзе?

– Нет, не существует. Возможно, что есть еще тайное, которое не стало явным. Может быть, открытие архивов СБУ прольет свет на какие-то стороны служения отдельных личностей в прошлом и поможет по-другому посмотреть на известные события. Но, представляется, что все, что было достаточно открыто и получило свою оценку. Наша задача сегодня – прививать уважение к служению пасторов и способствовать авторитету церковного служения. У нас нет оснований для подозрений.

 Планирует ли братство установить возрастной ценз для старших пасторов поместных общин? До какого возраста пресвитер имеет право совершать служение на позиции старшего пастора?

– Мы можем рекомендовать поместным общинам те или иные подходы, аргументируя их Писанием и опытом служения, но решение всегда остается за ними. Церкви, в которых служит команда пресвитеров во главе с первым пресвитером, обычно достаточно самостоятельны и способны решать подобные вопросы исходя из ситуации. Мы ведем дискуссию о возрастном цензе для областных пресвитеров, но пока решения у нас нет. Ограничение для служения Председателя ВСЦ ЕХБ и заместителей – 65 лет.

 При баптистском союзе еще год назад существовало два университета – в Киеве и в Донецке. К сожалению, ДХУ был захвачен, а КХУ так и не смог справиться с кризисом, и практически сейчас больше похож на гостиничный центр, чем на учебное заведение. Почему на ваш взгляд идея евангельского университета не прижилась в Украине?

– В названиях этих учебных заведений была заложена возможность и желание вырасти до полноценных университетов, хотя такими они не были. Перспектива была правильной, а вот шаги достижения цели, по-видимому, были просчитаны неверно. Подготовка преподавательского состава, наработка программ, соответствующих государственной аккредитации, подготовка материально-технической базы и накопление ресурсов не выдержали испытания бегом на длинную дистанцию. Но, все еще возможно. Мечта и идеализм дали бесценный опыт. За временной неудачей может последовать планомерная и кропотливая работа по достижению цели.

 Недавнее исследование о состоянии богословского образования в Восточной Европе и в том числе в Украине показало, что основной акцент в подготовке лидеров необходимо делать с ссылкой на неформальное обучение, которое уже на протяжении 11 лет предлагает Школа без стен – движение подготовки молодых лидеров, инициированное Ассоциацией «Духовное возрождение». Знакомы ли вы с концепцией Школы без стен?

 Да, я знаком с этой концепцией. Хорошая и своевременная программа, которая уже заняла свою нишу в системе образования.  Но, как и всякий новорожденный ребенок, программа требует постоянного контроля за развитием и качеством воплощения на местах, а также тесной связи с церквами.  Окончательную оценку должны дать служители церквей, которые использовали возможности программы.

– Говоря же вообще о системе образования, я бы предостерег от крайностей. Временные акценты не могут изменить важность основополагающего постулата – основательное, широкое, систематическое и всестороннее образование ничем заменить нельзя! Кому-то достаточно приобретения практических навыков в узкой сфере служения, а кто-то должен стремиться к классическому образованию. Христианское образование, ставящее перед собой цель постичь и воплотить Слово в разнообразии жизненного опыта, не может и не должно следовать за движением маятника времени и необходимости.

– Какие шаги предпринимает братство, чтобы сделать сферу богословского образования более эффективной?

– Руководство ВСЦ ЕХБ инициировала создание Учебного совета, в который входят все руководители учебных заведений братства. Перед советом стоит задача координации и взаимопомощи. Мы работаем над тем, чтобы четче структурировать программы наших учебных заведений. Часть из них становятся более практическими и отвечающими на нужды и потребности церквей в их современном служении. Церкви и комитеты ВСЦ ЕХБ могут формировать «заказ»на специалистов в том или ином служении. Другая часть должна ориентироваться на тех, кто мог бы, получив необходимые знания, навыки и инструментарий, развивать современное богословие и реагировать на вызовы современности. Здесь мы сотрудничаем с рядом богословских школ и издательств.

 На ваш взгляд, какие христианские организации и служения в сфере неформального обучения лидеров наиболее эффективны в среде баптистского братства в Украине?

– Кроме уже упоминавшейся программы «Школа без стен», я бы обратил внимание на программу менторского обучения для пасторов (пасторы, которые опекают пасторов), которую мы организовали и проводим на базе нашего пасторского комитета. Хорошо зарекомендовала себя дистанционная программа для молодежных руководителей, разработанная молодежным отделом Европейской Баптисткой Федерации. Мне представляется, что очень интересно в этом отношении работает наш брат и друг из С.-Петербурга Александр Негров, возглавляющий Высшую Школу лидерства в СПбХУ.

 Вы принимали участие в различных мероприятиях связанных с темой религиозной свободы. Эта тема стала особенно актуальной в Украине с началом войны на Донбассе. Когда на оккупированных территориях отбирались молитвенные дома, преследовались христиане евангельского направления и вопрос свободы совести ущемлялся. Какие результаты международных консультаций, встреч и круглых столов уже видны сегодня?

– С точки зрения конечного результата, к которому мы все стремимся, то здесь результат не большой. Но альтернативы встречам и диалогу – нет. Пока мы разговариваем, у нас есть возможность найти понимание и работать над разрешением конфликта. Для международной общественности, которая работает в системе координат религиозной свободы, чрезвычайно важна информация от руководителей церквей и религиозных организаций по реальному состоянию дел. Это дает возможность формировать более точное понимание ситуации и вырабатывать адекватные меры реагирования. Правда обладает огромной силой и потенциалом, поэтому это убеждение вдохновляло нас на каждой международной встрече. Составлены как минимум два доклада о религиозной ситуации в зоне АТО и АР Крым с перечислением фактов и с приведением необходимых данных для выработки позиции международных институций и их дальнейшей работы с правительствами и парламентами своих стран. Мы убеждены, что подобные встречи вносят свой существенный вклад в дело примирения.

 Как оценивает международная общественность ситуацию в Украине? Какова реакция баптистских церквей Запада на то, что происходит у нас?

– Очевидно, что большинство представителей стран и международных организаций понимают, что происходит в Украине, и разделяют нашу боль. Есть достаточное понимание того, что нужно Украине. Нет понимания, что делать с Россией в этой ситуации. На уровне межцерковных украино-российских отношений, заметно единодушное стремление помочь в налаживании диалога и поиск путей к прощению и примирению. Присутствие религиозной составляющей в настоящем конфликте сегодня ни у кого не вызывает сомнения и работа ведется с тем, чтобы минимизировать возможные последствия религиозной вражды.

Баптистские церкви поддерживают Украину молитвенно и оказывают материальную помощь для церквей в зоне АТО и переселенцев.

 Расскажите детально о прошедшей Лондонской консультации в апреле этого года, посвященной ситуации в Украине?

– Встреча в Лондоне была инициирована и организована Mission Eurasia в сотрудничестве с представителями баптистского союза Великобритании. Она проходила в исторической резиденции архиепископа Кентерберийского и собрала представителей Украины, России и Европы. Главные темы встречи – это христианская солидарность, религиозная свобода и сострадание в условиях гуманитарной катастрофы. Руководители христианских конфессий, пасторы, богословы и историки обсуждали пути достижения понимания и примирения между христианами России и Украины. По итогам однодневной встречи всеми участниками консультации была подписана декларация, которая стала еще одним документом, который зафиксировал движение в сторону мира и доброй воли всех участников. Встреча проходила в атмосфере молитвы и Божьего Слова, а также открытости всех участников к дискуссии и взаимопониманию.

 О чем говорилось на встрече?

– На встрече поднимались и обсуждались вопросы концепции, идеологии и религиозной составляющей так называемого «русского мира», который является идеологической платформой конфликта.  Обсуждались конкретные примеры религиозных преследований и нарабатывались подходы в отстаивании прав и свобод верующих на захваченных территориях. Была представлена реальная картина гуманитарного кризиса в зоне АТО и ясно артикулирована необходимость в неотложной практической реакции международного сообщества на страдания людей. Поднимались также темы прощения и возможного примирения. Прозвучали практические предложения по стратегическим шагам, которые могут способствовать позитивным изменениям в зоне конфликта.

 Как реагирует протестантская общественность на западе в отношении украинского вопроса?

– Для меня очевидна солидарность с Украиной. Очевидны также страхи и непонимание, как адекватно реагировать на очередную агрессию России в ее нехристианском, не европейском и недемократичном стремлении политически и религиозно доминировать на территории, которая очерчивается границами так называемого «русского мира».

 Тема основания новых церквей и миссионерства по-прежнему актуальна. Но активность общин, миссий и христианских организаций в этом направлении служения церкви значительно упала. С чем связан этот кризис?

– В первую очередь с предыдущим опытом открытия церквей. В баптистском братстве нет вопроса, нужно ли открывать новые церкви. Все понимают и верят, что это Божий замысел и Его желание. Присутствует практическая осторожность. Много церквей было открыто в селах, а села постепенно «вымирают», перспективы развития этих церквей нет… Они все еще нуждаются в поддержке и помощи и забирают часть церковных ресурсов. Это не должно было быть неожиданным, но тем не менее, определенное неудовлетворение и даже разочарование присутствует. Наша задача – преодолеть скрытый скептицизм в вопросе открытия новых церквей. Наряду с этим, большинство новых церквей в городах развиваются и служат вдохновением для всех остальных церквей.

— Акцент сегодня мы делаем на открытии новых церквей в областных центрах и больших городах. Мы развиваем понимание церкви в ее развитии, чтобы наши ожидания не были завышенными и нереальными, и не препятствовали общему делу миссионерства и создания новых церквей.

 Какие церкви, христианские организации и служения по основанию новых церквей остаются верными и эффективными  в этом направлении в Украине?

– Комитет благовестия и открытия новых церквей является ключевым органом ВСЦ ЕХБ и мы по-прежнему преданы делу открытия новых церквей. С нашего опыта мы заметили, что успех в организации новых церквей имели только те миссии и христианские организации, которые работали в тесном сотрудничестве с поместными церквами! Сегодня мы приглашаем к сотрудничеству по-открытию 50 новых церквей в больших городах.  Среди наших партнеров наши «старые» и проверенные друзья, такие как – SЕО, Send International, IMB и другие.

 Одно из стратегических служений Ассоциации «Духовное возрождение» связано с инициативой движения молодых христиан-профессионалов – «Миссия в профессии». Как вы понимаете миссию христиан в профессии?

– Идея всеобщего священства и христианского призвания дает возможность каждому христианину не только приближаться к Богу и служить Ему в церкви, но и ставит задачу служить Богу за пределами пространства богослужения и собрания церкви. Каждый дар и каждая способность – от Бога и для Бога. Наша профессия – это не только возможность творческой самореализации и достижение прибыли, но и возможность проповедовать Евангелие словом, делом, позицией, отношением, приоритетами в той уникальной и доступной только нам среде, которую формирует общая рабочая среда. Это и наш шанс, и наша ответственность.

 Насколько необходимо молодым христианам получать высшее образование?

– Высшее образование не должно быть самоцелью. Каждый из нас обладает разным набором способностей и возможностей. Сейчас есть огромный спрос на профессии, которые доступны для людей со средним специальным или профтехническим образованием. Но, если Бог дал хорошие задатки и способность к высшему образованию, то не использовать их – грех и пренебрежение предоставленными Богом возможностями.

Меня вдохновляет количество молодых людей из наших церквей, которые получают высшее образование и стремятся не только сделать карьеру, но и послужить Богу своими знаниями и умениями. При этом, нельзя забывать об особенном благословении получить высшее духовное и богословское образование и затем, посвятить себя безраздельному труду в церкви или миссионерстве.

 Ассоциация «Духовное возрождение» является долголетним стратегическим партнером баптистского союза в Украине. Что лично для вас значит Ассоциация «Духовное возрождение»?

– С Ассоциацией я знаком с момента ее основания в г. Москва. Я был в группе первых миссионеров, которые работали в рамках «Проекта 250» и помню динамику служения, широту видения и практический потенциал. Мой первый опыт открытия новых церквей связан с Ассоциацией. Мое участие в проекте приостановилось после того, как я поступил на учебу в Одесскую богословскую семинарию.

 Как вы оцениваете ее работу?

– Ассоциация продолжает развиваться и это радует. Не все направления развиваются одинаково эффективно, но потенциал сотрудников миссии велик. Привлекает новаторский дух и смелость. Проекты Ассоциации актуальны и востребованы.

 Ваши пожелания АДВ?

– Хочется пожелать АДВ более тесно взаимодействовать с церквями и областными объединениями ВСЦ ЕХБ. И, при этом, задавать тон в вопросах миссии, чтобы мотивировать и побуждать к развитию и поиску новых путей служения в духе Евангелия. В идейном плане хочется пожелать Ассоциации оставаться верными новозаветному учению о Царстве Божьем.

Беседовал Тетерятников Константин,

Исследовательский проект

Ассоциация «Духовное возрождение»