Денис Гореньков: «Мы нуждаемся в глубоких переменах в обществе»

Денис Гореньков: «Мы нуждаемся в глубоких переменах в обществе»

Денис Гореньков, директор Содружества студентов-христиан Украины (ССХ-Украина) и лидер движения «Миссия в профессии», дал интервью для Mission Eurasia Research Initiative. Встреча произошла в миссионерском центре Ассоциации «Духовное возрождение» в Ирпене, во время летнего ретрита студенческой христианской организации ССХ-Украина.

Данное интервью представляет часть большого исследовательского проекта, целью которого является необходимость оценить события и процессы евангельских церквей, миссий и служений региона Евразии в миссиологическом фокусе. Также, исследовательский проект предложит новые инициативы для развития служений через консалтинг общественных и религиозных организаций, аналитику религиозных процессов, экспертную оценку эффективности проектов, анализ образовательных стратегий и мониторинг религиозной свободы.

– Недавно вы стали лидером международного движения «Миссия в профессии», передав должность исполнительного директора ССХ-Украина. Что вас подвигло на такую перемену?

 Есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что в ССХ я работаю больше десяти лет. Также я вовлечен в служение студентам 18 лет, а это практически половина моей жизни. Поскольку это студенческое движение, то лидерство в нем не должно быть зафиксировано на долгий период, но должно передаваться другим, для того, чтобы привлечь свежую кровь. Поэтому позиция исполнительного директора ССХ никогда не мыслилась, как что-то очень долгое. Один – максимум два срока работы и это тот период, на который избирается директор ССХ.

Так как на этой позиции я отработал два срока, я прекрасно понимаю, что то, что я не сделал за это время, я не сделаю и в следующей период. Поэтому около двух лет назад я сообщил совету попечителей ССХ-Украина о своем уходе. После продолжительного поиска, руководство украинского ССХ передается Юлии Николайчук, которая в свое время была активной студенткой в ССХ, затем она была сотрудником и лидером студенческого движения центрального региона Украины и теперь она доросла до уровня директора всей организации в Украине.

 Почему ваш выбор пал на движение «Миссия в профессии»?

 Для меня это логическое и глубокое продолжение того, чем я занимался в ССХ. В студенческом движении мы видели весь смысл своего служения в том, чтобы развивать и формировать верующих студентов как благовестников и миссионеров в своих университетах. Поскольку я уже давно в этом служении, я видел много студентов христиан, которые выпустились и начали работать. Я хорошо видел, с какими вызовами сталкиваются молодые профессионалы христиане, какие перед ними открываются возможности. Некоторое время назад я уже думал о том, чтобы заняться служением с выпускниками внутри ССХ, но сейчас в организации появился человек, который как мне кажется, для формата ССХ будет лучше чем я в этом отношении. А идея «Миссии в профессии» для меня оказалась привлекательной, потому что это продолжение всего того, что я уже делал в ССХ и открытие новых горизонтов служения.

 Какие перспективы открываются для этих двух направлений служения церкви в обществе?
 Для ССХ, основная перспектива – это возможность получить новое видение, новую кровь, новые подходы в служении и необходимую реорганизацию, которая станет возможной благодаря новому человеку. ССХ останется служением для студентов, но только с новым лицом, с новыми методами и с новыми инициативами.

По поводу «Миссии в профессии», то наша задача сейчас – повлиять на формирование, в первую очередь в евангельских церквах, новой парадигмы восприятия работающих людей, как служителей церкви. Я не могу сказать, что это «непаханое поле». Уже было много инициатив и часть из них по-прежнему существует, видоизменившись в каких-то локальных форматах. Но наша задача – это движение, которое было бы прочно укорено в церковном богословии, церковном учении и заземлялась и ретранслировалась на практическое понимание работающего человека, как ему быть христианином на своем рабочем месте. Это то, что нам предстоит еще создать, развивать и направлять так, чтобы оно было стабильным и работающим без каких-то внешних импульсов.

 Пожалуйста, кратко опишите миссию и видение международного движения «Миссия в профессии»?

 Это влияние на общество через понимание трудовой деятельности христианина, как возможности для его миссионерского призвания. Это и возможность для прямой проповеди Евангелия и возможность применять христианскую трудовую этику, ценности и убеждения  того, что человек делает. Есть хорошее выражение – «если ты дворник, то мети улицы так, чтобы все наблюдающие за тобой сказали: “кто этот дворник, который метет улицы, как Микеланджело рисовал свои полотна?”».

– В чем актуальность движения «Миссия в профессии»?

– Оно отвечает на нужду в глубоких переменах в обществе. Об этом не говорит только ленивый. Но не все понимают, как это можно сделать. Разные группы людей предлагают свои рецепты. Я думаю, что для церкви решение в том, чтобы признать и реализовать понимание призвания и влияние верующих людей в этом промежутке с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00.

– Почему данное движение только сейчас начало действовать в постсоветских странах?

– Интересно то, что об этом не говорили десять-двадцать лет назад, но об этом говорили шестьдесят-семьдесят лет назад. Когда любой человек, который хотел что-то себе построить и пригласить к себе бригаду строителей, он радовался, когда ему удавалось находить группу, состоящую из евангельских верующих, баптистов или пятидесятников, которые придут и сделают эту работу, потому что они делали лучше, качественнее и добросовестнее, чем другие.  Я не могу сказать, что эта тема только сейчас раскрылась во всей своей полноте. В те времена когда христианам не позволяли получать высшее образование и занимать руководящие посты, они находясь на своих местах,  делали свою работу как для Бога.

Прошедшие двадцать лет, это был период, когда было большое увлечение массовыми проектами, шоу, событиями, которые производили не всегда ясный эффект, а сейчас мы приходим к тому, что хотя это хорошо и важно, но тех изменений, которые должны были придти с этим, мы не видим. И приходим к тому, что все равно все возвращается к человеку, у которого есть окно с 9:00 до 18:00. И он находится в этом промежутке и ему говорят, что он должен быть верующим и иметь отношения с Богом, в том числе на своем рабочем месте. А у него вопрос: как это можно сделать? Поэтому актуальность этой темы, сейчас стала очевидной.

– С какими трудностями сталкивается движение «Миссия в профессии»?

– Наверное, с теми же трудностями, с которыми сталкивается любое движение. Мы хотим создать не организацию, где будут десять, двадцать, сорок человек руководить сидя в своих в креслах, мы инициируем движение, группу единомышленников, которые бы заражали своим энтузиазмом, видением и посвящением других людей. Сейчас, основной трудностью, являются люди, у которых уже что-то получается, которые уже что-то понимают и которые могли бы передать это понимание и пассионарность, идею и видение другим.

– Расскажите о ваших предстоящих планах?

– Форум профессионалов, который будет проходить 3 октября 2015 года в Киеве, в «Украинском доме», по адресу – ул. Крещатик 2, ставит задачу, чтобы найти этих людей и сблизить, чтобы затем создать ядро движения. Этот однодневный форум с названием «Миссия в профессии» состоит из трех пленарных сессий. Первая часть, – «Основы», на которой мы будем говорить  о богословии труда, об идентичности христианина, о понимании профессии как призвания. Вторая часть форума, – «Перспективы» и здесь должно прозвучать максимально убедительное и мотивирующее видение реализации идеи и концепции, как они могут менять страну и общество. Третья часть форума, – «Движение», когда люди у которых действительно   что-то серьезно получается и которые могут рассказать о своих моделях, которые они воплощают на практике, поделятся этим и смогут ответить на вопросы, чтобы в итоге добиться цели форума – создать движение и собрать  группу единомышленников.

– Как вы будете воплощать миссию движения в постсоветских странах?

 Во-первых, я вижу нужду в этой теме, потому что я, работая директором ССХ, периодически бывал  в наших партнерских движениях в других постсоветских странах, где видел и общался со студентами, выпускниками, молодыми профессионалами и вижу что в этом отношении нужда в христианах профессионалах идентичная, как и в Украине. И возможности есть и вызовы есть. Поэтому мне кажется, что сейчас реализовать видение «Миссии в профессии» получится как в Украине, так и в других странах региона Евразии. Я планирую уже в августе побывать в Кыргызстане и возможно еще в нескольких государствах Центральной Азии. У меня очень хорошие отношения с молодыми христианами-профессионалами на Кавказе. Я планирую сотрудничать с этими людьми, передавать им видение и модели, приглашая их на наши события, организовывать события там и делать все, чтобы движение «Миссия в профессии» не было только украинским.

– Почему на ваш взгляд идея евангельского университета не прижилась в Украине?

– Я думаю, что здесь есть целый комплекс причин, почему так случилось. Ключевые причины, это внутренние слабости христианского образования, которое изначально не видело себя и не собиралось становиться христианским университетом, а было конфессиональным учебным проектом, которое в общем-то было при церковной семинарии тех или иных протестантских союзов. Соответственно, выпускники этих учебных заведений шли туда, откуда они собственно и пришли – то есть в церкви. Их в церквах никто особенно не ждал. В лучшем случае, приглашали проповедовать, но тоже с опаской, потому что говорили – «что вы там набрались в университете?». Часто на выпускников христианских ВУЗов смотрели, как на «пятую колону», которая могла разложить церковь, внести в ее ряды, – гуманизм, философию и либерализм. Поэтому выпускники и потенциальные абитуриенты, понимали, что можно потратить несколько лет своей жизни просто для того, чтобы развить себя, но не реализовать себя.

Кроме того, если исходить из примера Киевского христианского университета (КХУ), мне кажется что, срабатывал принцип, который недопустим для университета – это принцип своячества, или круговой поруки, когда на роль человека, который управлял учебным заведением, приглашали «своего» человека. Речь не шла о его качествах и видении, самое главное, чтобы он был лоялен и ни в коем случае, не делал резких движений.

Еще одна причина – это фандрейзинг. Это общая проблема тех учебных заведений, которые не выживают. Они не смотрели на доноров как на людей, которые вовлечены в процесс. Просто ожидалось, что они должны жертвовать деньги, потому что они «должны» это делать. Хотя никто не кому не был должен…  И со временем, интерес угас, а реанимировать учебное заведение не смогли. В итоге, ничего не оставалось делать, как функционировать в виде платной гостиницы…

– Недавнее исследование о состоянии богословского образования в Восточной Европе и в том числе в Украине показало, что основной акцент в подготовке лидеров необходимо делать с ссылкой на неформальное обучение, которое уже на протяжении 11 лет предлагает Школа без стен – движение подготовки молодых лидеров, инициированное Ассоциацией «Духовное возрождение».  Знакомы ли вы с концепцией Школы без стен?

– Да, я знаком и с концепцией Школы без стен и с тем, как она реализовывается. Я несколько раз преподавал в формате ШБС и поэтому мне достаточно хорошо понятна эта модель. Она очень проста. Суть обучения в том, что оно не отрывает молодежь от церкви на несколько лет, помещая их в стены стационаров семинарий, а передает им прикладной характер образования, подбирая соответствующих преподавателей, которые могли бы покрыть нужды церквей. Обычно эти однодневные семинары были частью большого двухгодичного учебного процесса, который ставил своей целью сформировать молодежь в поместных церквах, мотивируя и снаряжая ее на  служение в обществе через церковь, для принесения позитивных перемен.

– Какие шаги вы будете предпринимать в процессе сотрудничества между Школой без стен и движением молодых профессионалов?

– Я хотел бы, чтобы на октябрьском форуме, приняло участие как можно больше людей, которые также вовлечены в Школу без стен. Для того, чтобы они увидели в существующей модели такого служения людей, которые уже реализуют видение движения молодых христиан-профессионалов. Я в свою очередь могу предложить как свое участие в обучающем процессе, так и  приглашать уже состоявшихся христиан-профессионалов, которые могли бы передать свой опыт карьерного роста, свой опыт служения через профессию, а также опыт христианина в профессиональном мире.

 На ваш взгляд, какие еще христианские организации и служения в сфере неформального обучения лидеров эффективны в постсоветских странах?

– Первое, что приходит на ум, это «Высшая школа лидерства» в Санкт-Петербурге, которую возглавляет Александр Негров. Эта школа пытается заниматься обучением, подходя к процессу глубоко и комплексно, делая публикации и приглашая специалистов.

 Ассоциация «Духовное возрождение» инициирует проект исследования Миссии евангельских церквей в Евразии: в поиске эффективных национальных моделей. Исследование будет касаться следующих направлений служения церкви: основание новых церквей, дети/подростки, молодежь в группе риска, семья, беженцы, миссия в профессии, образование и религиозная свобода.На ваш взгляд, какие христианские организации и служения ДЕТЯМ/ПОДРОСТКАМ наиболее эффективны в Украине?

 Я думаю, что стоит здесь упомянуть Фонд «Радуга». Я считаю, что они прекрасный пример людей, которые не останавливаются в своем развитии. Есть также ряд внутрицерковных инициатив, которые еще не вышли на национальный уровень.

 Какие христианские организации и служения МОЛОДЕЖИ группы риска наиболее эффективны Украине на ваш взгляд?

 На мой взгляд, это АСЕТ (англ. AIDS Care Education and Training Ltd.), международная организация, которая занимается профилактикой ВИЧ-инфекции в мире. Они работают давно и у них есть хорошие наработки, а также возможность доступа в школы, колледжи, училища и институты.

 Какие национальные христианские организации и служения СЕМЬЯМ наиболее эффективны Украине на ваш взгляд?

 У меня на слуху инициатива христианской организации «Украина для Христа», которую знают как «Кемпус Крусейд» и в которой трудится бывший коллега по ССХ, Алексей Травников. У них довольно хорошие проекты и курсы для семей.

 Тема ОСНОВАНИЯ НОВЫХ ЦЕРКВЕЙ по-прежнему актуальна. Но активность общин, миссий и христианских организаций в этом направлении служения церкви значительно упала.  С чем связан этот кризис?

 Кризис на мой взгляд связан с комплексной проблемой. Ведь активность упала не только в основании новых церквей, но и в ряде других проектов, особенно тех, которые так или иначе не были зависимы от национального влияния, финансирования и ресурсов. Уже несколько лет назад можно было говорить о том, что проект «Евразия (СССР)» закрыт.

Вторая причина заключается в том, что многие увидели, что создано достаточно много церквей, которые теперь нуждаются в развитии и подготовке лидеров, в обучении членов церквей, в построении самой церкви. Речь идет уже не о том, чтобы насадить церковь, а о том, чтобы ее возрастить, развить и культивировать.

 Как вы понимаете миссию христиан в профессии?

 Расскажу одну историю. Одно время я работал с девушкой, которая была очень эффективным евангелистом. Она была прихожанкой харизматической церкви и активно свидетельствовала о Христе другим людям. В какой-то момент своей жизни, она осознала, что Бог ее ведет в сферу менеджмента в области бизнеса.  Она это объяснить не могла, но видела Божье водительство. Она устроилась в крупную бизнес-компанию, которая занималась вывозом мусора. Она смогла хорошо устроиться и практически сразу же стала главой отдела. В первый же день, она своим подчиненным начала говорить о Боге. Ее вежливо выслушали, потому что она была их начальником, но дали ей понять, что это не место для проповеди. Они договорились просто работать, не затрагивая тему религии, веры и не говоря людям о Боге. У нее начался кризис. Она умела работать и говорить о Боге, но не умела просто работать, свидетельствуя о Боге жизнью и простым примером. Миссия христиан в профессии, на сегодняшний день – это попытка ответить на вопрос, – что значит, для христианина просто работать в тех условиях, когда от него не ожидается, что он будет словесно проповедовать на своем рабочем месте?

 Насколько необходимо молодым христианам получать высшее образование?

 Настолько, насколько они хотят делать то, что британский богослов Джон Стотт называл – «благословением разума». То есть развивать свой интеллект, и второе, попасть в тот «социальный лифт», которое дает высшее образование и иметь возможность влиять на общество.

 Мотивируют ли евангельские церкви молодых людей обретать высшее образование, с целью преобразовывать мир, общество и культуру?

 Мне кажется, что отношение к образованию в церквах изменилось в положительную сторону. Принцип, что «нам нужно не высшее, а вышнее образование» — уже не так агрессивен. Большинство церквей, поощряют молодежь учиться в ВУЗах.

 Ассоциация «Духовное возрождение» является долголетним стратегическим партнером для различных инициатив евангельских церквей направленных на служение и преобразование общества.  Что лично для вас значит Ассоциация «Духовное возрождение» и как вы оцениваете ее работу?

 Впервые, я познакомился с АДВ в 2008 году, когда проходил антикризисный миссионерский форум в Ирпенском центре Ассоциации. Я был очень впечатлен и воодушевлен уровнем и актуальностью мероприятия. В 2010 году, я принял участие в первом фестивале Школы без стен, на Азовском Маяке, где я увидел очень слаженную и хорошую команду лидеров, которая работает вместе в разных регионах континента Евразия.

Я оцениваю работу этой организации очень положительно. Есть много проблемных сфер за последние годы, которые покрываются благодаря тому, что туда направлено внимание и сосредоточены ресурсы Ассоциации.

 Ваши пожелания АДВ?

 Ассоциации «Духовное возрождение» хочется пожелать постоянно развиваться, подтягивая новые идеи и новые ресурсы. Как говорили древние греки – «не идти вперед, значит идти назад!». Также желаю не отпускать те инициативы, которые есть сейчас и развивать те инициативы, которые становятся актуальными в будущем. Важно уметь реагировать на нужды общества, но также важно просить у Господа мудрости влиять на будущее и предвидеть его.

Беседовал: Тетерятников Константин,

Исследовательский проект

Ассоциации «Духовное возрождение»