
Как стать новаторской церковью? Шесть шагов к успеху
Изменись или умри: 6 шагов к тому, чтобы стать новаторской церковью
Как создать атмосферу открытости к новым идеям, не отклоняясь от Евангелия
Изменись или умри. Это особенно относится к небольшим церквам. К счастью, благодаря своему размеру, маленьким церквам легче приспособиться к переменам, чем крупным. Моторной лодкой легче управлять, чем океанским лайнером.
К несчастью, на практике чаще происходит иначе. Из всех частей тела Христова, именно маленькие церкви пользуются репутациейупрямых, закостенелых и враждебных к переменам.
Но так быть не должно. Ведь мы можем внедрять в жизнь новаторские идеи, подобно тому, как это было раньше в истории.
Например, ежегодно в День благодарения мы вспоминаем пилигримов, которые приплыли в Америку на корабле «Мейфлауэр». Тридцать семь из них принадлежали к одной и той же малой церкви. Да, совершенно верно: малая церковь основала Соединенные Штаты Америки.
Существует множество примеров того, как малые церкви изменяли ход мировой и церковной истории, например: пробуждение на Азуза-стрит или падение коммунистического строя в Европе. Несколько подобных событий я описываю в своей книге «Миф о саранче» (The Grasshopper Myth).
Но так бывает не только в теории или в истории. Это реальность наших дней. За последние двадцать три года церковь, в которой я тружусь пастором, превратилась из закрытого и затхлого сообщества, в источник перемен и инноваций. То же самое я наблюдаю и во многих других малых церквях.
Нет, ради этого нам не потребовалось жертвовать ключевыми ценностями и принципами. Напротив, они только укрепились. Вот 6 шагов, которые помогли многим новаторским малым церквям стать гибкими и живыми.
Шаг 1. Научитесь говорить «да» новым идеям
Наверное, это наилучший путь к инновациям и переменам в церкви. В каждой церкви есть люди со свежими и неожиданными идеями. Они постоянно подталкивают свое окружение к переменам – дома, на работе… но почему-то они не делают этого в церкви. Почему? Потому что мы их отпугиваем. Мы душим их идеи, не оставляя им ни времени, ни шансов на успех. (Да, пасторы, я смотрю на вас!)
Новым идеям нужно пространство. Им нужен защитник. В церкви, особенно в малой церкви, роль такого защитника, обычно должен играть старший пастор.
Говорить «да» новым идеям – не значит одобрять любое сырое предложение. Некоторые заявления из десяти страниц, исписанных каракулями, по-прежнему можно будет выбросить в мусор. Ваша задача – создать атмосферу, в которой творческие люди всегда смогут высказаться и найти внимательных слушателей. А если при этом есть еще и зрелый лидер, умеющий доводить сырые идеи до уровня пилотных проектов («Давайте проверим это на практике!»), — это выигрышная комбинация.
В нашей церкви я нечасто выдвигаю новые идеи. Но это и не нужно. У нас такая атмосфера, в которой каждый человек знает: его идеи будут внимательно выслушаны, пробелы будут заполнены, эксперименты — проведены, успехи — отмечены, а неудачи… в них нет ничего страшного!
Шаг 2. Не стремитесь к устоявшемуся идеалу – ориентируйтесь на процесс перемен
Те, кто стремится к устоявшемуся идеалу, ищут идеальную церковную программу, здание или предмет мебели (ох уж эти массивные кафедры, украшенные табличкой с именем дарителя), а когда находят, водружают их на почетное место, в качестве неприкасаемых идолов.
Но процесс перемен предполагает то, что, ни одно помещение, ни одна программа или предмет мебели не будет с нами вечно. Они не священны. Этот эпитет относится лишь к Богу и основным богословским истинам.
Если же мы стремимся к инновациям, нам нужен план и алгоритм действий. Церковь должна понимать, почему, когда и как в ней должны произойти перемены.
Простой и рациональный план перемен указывает путь всем членам общины. Он ободряет робких и вдохновляет новаторов.
Шаг 3. Создайте и поддерживайте «зоны стабильности»
Когда двадцать три года назад я стал пастором моей нынешней церкви, я не сразу бросился все менять. Долгое время – по сути, не один год – мы занимались лишь тем, что помогали умирающей церкви выздороветь, утверждаясь в том, кто мы есть и во что мы верим.
Мы вместе изучали Писание. Мы задавали сложные вопросы, например: «Если убрать вот этот элемент или добавить тот, это укрепит или ослабит то, как мы отображаем Евангелие в нашей церкви?» Таким образом, прежде чем идти по пути перемен, люди могли твердо встать на ноги.
В книге «Грязное, но важное» (Dirt Matters) Джим Пауэлл (Jim Powell) рассказывает о так называемых «зонах стабильности», которые помогли церкви Ричвудс создать атмосферу открытости к переменам:
Одна из проблем многих церквей состоит в том, что людей пугает и тревожит скорость и натиск постоянно меняющегося мира. Сами того не осознавая, люди ищут стабильности в церкви. Они хотят придти в среду, которая не меняется, которая постоянна и надежна… поскольку в их мире мало что обладает подобными характеристиками.
В нашей церкви Ричвудс такими неизменными элементами являются основные доктринальные принципы и некоторые практические аспекты служения, например, практика крещения верующих. Также мы еженедельно проводим причастие на общем богослужении. Эти верования и практики являются частью нашей истории. Они служат твердыми островами, к которым прихожане могут пристать, устав от штормовых волн.
«Зоны стабильности» – это практическое воплощение богословских основ. Они подобны страховочной сетке, позволяющей каскадерам бесстрашно испытывать новые сложные трюки – если они и упадут, сетка не даст им разбиться. Чем более церковь открыта к переменам, тем чаще нужно обращать внимание на принципы, которые остаются неизменными.
Шаг 4. В переменах берите пример с Иисуса и Его учеников
Одной из самых удивительных и похвальных черт, присущих первым ученикам Иисуса, была их способность отойти от многовековых небиблейских традиций, и принять суть Евангелия. Их друзьям и родственникам на первый взгляд могло показаться, что апостолы отреклись от Самого Иеговы. На самом же деле все как раз было наоборот.
Откуда у них взялась мудрость, чтобы отличить второстепенные традиции, которые можно было упразднить (например, обрезание или запрет на употребление свинины), от важнейших доктрин, которые следовало только укреплять (например, единобожие и библейский моральный кодекс)?
Лучший ответ можно извлечь из наблюдений врагов Евангелия: «Видя смелость Петра и Иоанна и заметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деяния 4:13, курсив мой).
Они были с Иисусом. Этого ничем не заменишь. Сам Иисус дал наилучшую модель для церковных перемен. В Нагорной проповеди Он пять раз повторил: «Вы слышали, что сказано…» – а затем: «А Я говорю вам…». Таким образом, Он, напомнив нам Ветхозаветный закон, извлек из внешних традиций самую суть, укрепив её Своим новым учением.
Шаг 5. Разъясняйте прихожанам необходимость и характер перемен
Церкви принимают перемены, но не приемлют сюрпризов. И не стоит их к этому принуждать.
Вот три пункта, о которых следует позаботиться, для повышения шансов того, что здравые перемены будут позитивно восприняты членами церкви:
- Объясните, почему стоит избавиться от прежнего способа действий.
- Объясните, чем новый способ действий лучше.
- Не допускайте, чтобы перемена стала для людей неожиданностью.
Шаг 6. Покажите пример
Пасторы, а вы сами меняетесь, так чтобы это было заметно общине? За двадцать три года пасторского служения в моей нынешней церкви, я изменил в своем служении все, что только можно, от стиля одежды, до стиля проповеди. Поначалу было больно. Теперь – увлекательно.
Нет, я шел на эти перемены не для того, чтобы выглядеть «крутым» или «современным». Я менялся снаружи, поскольку менялся (и продолжаю меняться) внутри.
Бог по-прежнему трудится надо мной. Я – не завершенный проект, как и все то, что происходит с нашей церковью, с ее программой и помещением. И с вами тоже.
Пасторы, серьезно и честно взгляните на себя. Отражается ли ваш внутренний христианский рост снаружи? Если нет, возможно, вы не очень-то и растете? Церковь может быть новаторской только в том случае, если ее пастор сам открыт к переменам.
Karl Vaters’s
По материалам: http://Christianitytoday.com/Karl-Vaters’s