
Миссионерство в постсоветских странах сегодня
Программа Школы без стен действует в двенадцати постсоветских странах в течении последних 13 лет и на прямую связана с миссионерским служением и основанием новых церквей. Сегодня мы не видим того количественного роста, какой можно было наблюдать в первые 12–13 лет после распада СССР. Напротив, большое число церквей наблюдают уменьшение численного состава в общинах.
Церкви также столкнулись с постоянным давлением со стороны большинства постсоветских государств, которые не захотели идти по пути развитых протестантских стран, поэтому на сегодняшний день значительное количество евангельских церквей вынуждены умерить миссионерский пыл, натолкнувшийся на безразличие общества к евангельско-протестантскому выражению веры.
В то же время постоянно меняющиеся обстоятельства политической и общественной жизни побуждают миссионеров и церковных лидеров опасаться значимой вовлеченности в события, происходящие вне церковных стен.
Основание новых церквей в Украине
Евангельские церкви в Украине по своему составу могут разделяться на малые (от 10 до 50 членов церкви), средние (от 50 до 200 членов церкви) и большие общины (от 200 и больше членов церкви). Из них небольшие по составу церкви наиболее слабо заняты миссионерством, хотя таких церквей большинство в Украине. Это и понятно, потому что они в основном не самостоятельны и зависят от ресурсов средних по размерам и крупных церквей. Только 15 % малых церквей имеют миссионерское служение, направленное на основание новых церквей.
Средние церкви, которые в основном находятся в густонаселенных городских районах, более активны в плане основания новых церквей. Так, проведенное исследование показало, что одна треть, т. е. почти 30 %, средних церквей заняты миссионерством и занимаются основанием новых церквей, в то время как половина крупных церквей заняты в сфере миссионерства и ОНЦ. Но здесь нужно учесть и тот факт, что занятость в миссионерстве не подразумевает, что эти церкви постоянно организовывают новые церкви. Они просто связаны с основанием новых церквей в том плане, что, создав новую церковь, по-прежнему ее «тянут», понимая, что она еще не способна стать самостоятельной.
В основном работа над основанием новых церквей ведется менее чем третью (31 %) опрошенных церквей.
Результаты опроса в области организации новых церквей были неожиданными. Хотя это служение далеко не ново и в 90-х годах прошлого века было очень успешным, в настоящее время служение переживает целый ряд сложностей. Прежде всего существующие церкви испытывают спад численности членов церкви и прихожан.
80 % респондентов не могут определиться с ответом в отношении эффективных организаций, занимающихся ОНЦ, а 3,5 % заявили, что не знают таких служений в сфере основания новых церквей вообще40. Только 3 % респондентов указали на служение Ассоциации «Духовное возрождение»/Mission Eurasia (помня о «Проекте-250») и служение миссии «Украина для Христа» (Campus Crusade). Анализируя результаты опроса, после «Проекта-250» достаточно серьезного продвижения в сфере служения основанию новых церквей в Украине не наблюдалось.
По результатам исследования, на сегодняшний день темой ОНЦ в Украине заняты: Киевская богословская семинария, Украинская баптистская теологическая семинария и миссионерский отдел ВСЦ ЕХБ. Также цитировались: «Библейская лига», «Библейская миссия» и «Антиохийское движение», Precept ministries, Ассоциация «Свет воскресения» и др.
Основание новых церквей в России
Россия из-за своей огромной территории по-прежнему нуждается в миссионерах — основателях новых церквей, которые продолжат эстафету поколения миссионеров 90-х, готовых ехать до края земли, чтобы нести Евангельскую весть.
Однако современные российские законы не дают это сделать, разве что уже существующие протестантские союзы, приспособившись к их установкам, смогут лицензировать миссионеров, давая им право на основание новых церквей.
Только половина евангельских церквей России, участвующих в опросе, занимаются служением основания новых церквей (52 %). В этой сфере ведущую роль респонденты из России отдают Ассоциации «Духовное возрождение» /Mission Eurasia, (8,6 %), ЕХМС (6,25 %) и усилиям отдельных поместных церквей (7 %).
Также ряд респондентов отмечают как эффективное служение работу церквей и
объединений, входящих в Партнерство миссионерских церквей (ПМЦ) (3 %), в то
время как другие респонденты отмечают лишь отдельные церкви и организации,
сотрудничающие в рамках ПМЦ. Например, в это партнерство входят такие активные в миссионерской сфере объединения, как уже названные ЕХМС, АМЦЕХ (4 %) и некоторые другие церкви, попавшие в группу «другие служения» (9 %).
Также интересен миссионерский проект РЦХВЕ, названный «Год для Иисуса». Исследование показало, что 5,5 % респондентов указало на этот миссионерский проект, подразумевающий не только общее благовестие, но и основание новых церквей. 20 % респондентов не смогли определить эффективных служений в деле основания новых церквей в России, а 17 % затруднились дать ответ на данный вопрос.
Основание новых церквей в Беларуси
Сфера миссии и основания новых церквей в Беларуси тоже не сильно развита. Здесь есть небольшое количество организаций, которые респонденты считают эффективными в этом направлении служения, но в целом для 60 % респондентов данный вопрос оказался сложным, а еще 8 % уверены, что эффективных служений в данном направлении не вообще.
Из тех служений, которые респонденты отметили как наиболее эффективные, наибольшее количество отзывов собрали «Миссия основания церквей» (также известная как «Движение основания церквей») и служение «New Church Now» (по 4 %). Из менее выраженных служений упомянуты церковь «Свет Истины», Ассоциация «Духовное возрождение» / Mission Eurasia, Славянское Евангельское Общество, Славянская внешняя миссия и Движение умножающегося ученичества. Также около 8 % набрали одиночные упоминания церквей и организаций.
Основание новых церквей в Молдове
Большинство молдавских церквей пользуются привычными методами в сфере основания новых церквей и только небольшая часть церквей готова использовать инновации в методах и инструментах для этого служения. Церкви Молдовы, оценивают себя как миссионерского донора, работая для других постсоветских стран. Сегодня нужно обратить внимание не только на миссионерское поле «где-то там, за границей», но и здесь – «на соседней улице».
Только это может помочь преодолеть кризис в миссионерстве.
В Молдове открыто множество церквей с ожиданием, что они будут расти, но такие ожидания далеко не всегда оправдываются. Многие новые церкви достигли своего потолка в 30–50 прихожан и остановились на этом уровне. Не все пасторы могут признаться, что одна крупная церковь лучше 2–3 маленьких, где все держится на одном или двух служителях и каждый лидер хочет реализовать «свое» видение, не умея работать в команде.
33 % опрошенных назвали шесть инициатив молдавских церквей в сфере миссионерства и основания новых церквей. Среди них CCI (Crossover Communications International), которую считают эффективной моделью миссионерства 4 % респондентов, OM (Operation Мobilization) – 2 %, движение «Церковь без стен» – 2 %, миссия «Голос истины» – 2 %, «Новая жизнь» – 2 % и отдел ОНЦ в союзе ЕХБ – 2 %.
Основание новых церквей в регионе Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан)
Согласно опросу, проведенного во время исследования, чуть больше 20 % евангельских церквей в регионе Центральной Азии занимаются основанием новых церквей. Это наименьший показатель в сравнении с активностью в этой сфере в других странах Евразии. Здесь нужно отметить, что тема основания новых церквей в этом регионе является не только самой слабой сферой, но и белым пятном из-за «закрытости» респондентов.
Церкви в данном регионе в основном не регистрированы и являются небольшими домашними общинами, которые живут органически и являются «появляющимися», мерцающими географически, демографически и социально. Все это создает определенную сложность в фиксации, потому что на момент суммирования результатов исследования та или иная община может исчезнуть. В итоге данный регион нуждается в наполнении церквами, многие из которых закрылись из-за гонений, эмиграции и смертности.
Основание новых церквей в регионе Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия)
Закавказье оказалось единственным регионом из опрошенных, где количество респондентов, отметивших, что их церковь занимается миссионерским служением (основанием новых церквей), полностью соответствует количеству респондентов, ответивших на вопрос: участвует ли ваша церковь в основании новых церквей?
В большинстве общин, которые трудятся над основанием новых церквей, этим служением занимаются либо служители-одиночки, либо небольшие команды до 10 человек. Таких общин 43 %.
В 29 % церквей миссионерский труд несут внушительные команды, общим числом от 26 до 50 человек. Еще 14 % церквей позволяют себе организовать команды служителей от 11 до 25 человек, и столько же церквей имеют набор сильных команд миссионеров общим числом от 50 до 100 человек.
В сфере служения по основанию новых церквей респонденты отметили в качестве эффективных две деноминации и две организации. Как наиболее эффективное служение, респонденты отметили «ВЕ – От сердца к сердцу». Эта организация набрала 18 % откликов респондентов. Столько же респондентов считают, что в их странах нет эффективного служения по миссии и основанию новых церквей. Ассоциация «Духовное возрождение» (ныне Mission Eurasia), а также такие деноминации, как Ассамблеи Бога и ЕХМС, получили по 9 % голосов респондентов. В то же время у 36 % опрошенных данный вопрос вызвал затруднения при ответе.
Общие выводы и перспективы на будущее
Евангельские церкви, занимающиеся основанием новых церквей, часто по разным причинам разъединены. Разъединенность имеет несколько уровней: деноминационные и доктринальные различия, недоверие и неприязнь друг к другу, кустарный подход в деятельности создания новых общин, боязнь объединения усилий из-за опасения поглощения более сильными структурами, взаимное непонимание друг друга.
Сегодня мы ощущаем нужду в создании национальных альянсов, специализирующихся на основании новых общин и работающих в межконфессиональном плане.
В этом плане нам может помочь европейский опыт движения основания новых церквей «М4», который, несмотря на свою мультиконфессиональность, является успешной площадкой по основанию новых церквей в постхристианской реальности современной Европы.
Мы еще не научились анализировать проблемы миссии, связанные с основанием новых церквей. Лидерам необходимо победить страх перед наличием проблем миссиологического характера и начать их обсуждать.
90-е годы с их миссионерским энтузиазмом прошли, принеся новые проблемы. Теперь перед лидерами стоит вопрос, как развивать созданные церкви, и он вытесняет из повестки дня вопрос о необходимости создавать новые церкви. А создавать новые церкви теперь не так просто, потому что сегодня мы видим откат интереса к евангельским церквам. Мы можем говорить об общем росте интереса к протестантизму в Украине, но это касается интереса к уже созданным и состоявшимся церквам.
А как быть с новыми общинами? Не секрет, что на миссию посылаются не самые подготовленные кадры, а большинство церковных лидеров видят себя в пасторско-епископской деятельности, забывая об апостольско-миссионерской направленности христианской церкви.
Миссионерские проблемы затрагивают и вопрос прозелетизма, который по-прежнему не решен в постсоветских странах и затормаживает процесс основания новых церквей. Новые антимиссионерские законы в России поставили под угрозу всю миссионерскую деятельность и основание новых церквей в этом большом регионе, хотя принятые законы по идее должны просто институциализировать миссионерскую работу церкви, на самом же деле они ее притормаживают и отбивают всякую охоту в этом деле.
В общем в деле миссии очень много проблем, о которых нужно открыто говорить и искать адекватные шаги их решения. Богословие основания новых церквей, после определенного спада из-за снижения количества новообразованных церквей, ожидает своего переосмысления для новой мобилизации усилий в данном служении.
Трудности, с которыми столкнулся процесс создания новых общин, коснулся, во-первых, уменьшения количества новообращенных. Общины, основанные в 90-х, особенно в первые годы, росли быстрее, чем церкви, основанные в последующие десятилетия, но сейчас и они переживают процесс уменьшения количества своих приходов.
Во-вторых, последовали серьезные демографические изменения, урбанизация, которые привели к необходимости критического переосмысления стратегии основания новых церквей.
В сообществе миссиологов и богословов постоянно возникает вопрос о том, необходимо ли основывать церкви, которые не растут? Тем более если уже основанные церкви переживают спад интереса.
Церковь оказалась перед вопросом поиска баланса между миссией — основанием новой церкви и миссией социального характера, где результат невозможно измерить единицами новых общин и крещениями новых обращенных.
На сегодняшний день церковь и движение по основанию новых церквей обычно функционируют как два разных учреждения. Церковь больше сосредоточена на том, чтобы к ней присоединилось как можно больше людей, чем на том, чтобы послать на миссию как можно больше людей.
Тетерятников Константин,
специально для Школы без стен