ОТ ВОЙНЫ К ПРИМИРЕНИЮ. ПРИЗЫВ И ВЫЗОВ НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ ЛИДЕРОВ

ОТ ВОЙНЫ К ПРИМИРЕНИЮ. ПРИЗЫВ И ВЫЗОВ НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ ЛИДЕРОВ

Мы решаемся говорить о целостной миссии во время продолжающейся войны в Украине, а также многочисленных «холодных» и «горячих» конфликтах по всей Евразии. Мы призываем задуматься о целостной миссии во время непрекращающейся дехристианизации культуры, жестоких ограничений религиозной свободы, запутанных отношений между церковью и обществом.

Мы должны думать и говорить, воображать и воплощать идею целостной миссии, которая примиряет противоречия и противостояния.

То, что мы называем «войной», разделяет не только народы и страны, но и церкви, единство христиан, единство веры и миссии. Эта война ведется во всевозможных формах и с применением самых разных видов оружия, но цель у нее одна – разделить и уничтожить веру тех, кто служит Царству Божьему. Эта война достигает своей цели тогда, когда мы: закрываемся в зоне комфорта и проявляем безразличие к судьбам народов и стран; закрываем свои дома и сердца перед беженцами; капитулируем перед антихристианской культурой; участвуем в братоубийственных войнах; предаемся пассивности и не участвуем в Божьей миссии.

В условиях, когда война и конфликты разделили церкви и народы Евразии, мы предлагаем объединяющую идею активной миссии примирения. При этом идею миссии примирения мы понимаем целостно – и как Благую весть миру (евангелизм), и как исцеление ран религиозных и политических конфликтов, и как примирение между Церковью и обществом, Евангелием и культурой.

Сегодня идея примирения становится доминирующей в понимании постсоветскими церквами своей миссии. И здесь мы предлагаем не только идею, не только видение, но также и практические модели примирения в трех сферах: гуманитарного бедствия, межрелигиозного конфликта и церковно-общественных противоречий. Сами названия наших проектов – iCare («Мені не байдуже»), «Подари надежду», «Христианин нашего времени», «Миссия в профессии», «Школа без стен» – представляют идею примирения как ключевую для целостной миссии в современных реалиях.

Нам удалось сохранить и усилить международный формат служения. В наших командах, в наших событиях и проектах – люди из разных народов и культур. Их нации враждуют и даже воюют, а они служат вместе. Именно это несет в себе модель примирения. Церковь становится единственным местом, где враждующие нации примиряются, служат вместе и служат друг другу.

Мы смогли предложить объединяющее видение, которое сегодня является общей необходимостью и общей возможностью. Благовестие, сострадание и забота о новых поколениях лидеров – три ключевые темы, объединяющие сегодня разные народы и христианские сообщества Евразии.

Мы нашли важные ниши в миссии, которые не были охвачены, показали успешные модели служения и привлекли к ним внимание других. Например, в Украине мы не просто помогли продуктами и одеждой, но построили пекарни, тем самым сделав перспективные инвестиции. Сегодня только через одну пекарню в пригороде Донецка мы распространили более полумиллиона пакетов хлеба.

На Северном Кавказе мы инвестировали в благовестие и диалог между местными народами, предлагая вместо русскоцентричной контекстуальную модель миссии. Это расположило к нам даже местных обычно агрессивных мусульман.

В сфере служения молодых профессионалов мы первые предложили концепцию «Миссии в профессии», которая соединила в себе темы миссии, профессионального призвания, этики, социальной ответственности, общественного влияния.

Другие видят эти темы отдельными, мы же предложили целостное понимание миссии в профессии.

Иными словами, во всех этих случаях мы первыми стали делать то, что нужно всем и что очень быстро стало примером для подражания. Мы рады видеть, как эти примиряющие инициативы подхватываются нашими партнерами и соседями и перерастают в широкое движение.

До сих пор сохраняется напряженность между церковью и миссией, между церковным руководством и молодыми лидерами, между структурами и движениями.

В той или иной степени это характерно для всех стран Евразии. Поэтому одна из важнейших задач на сегодня – примирить старое и новое, институты и сообщества, старшее и молодое поколения внутри церкви.

Мы видим, что разные поколения и типы лидерства развиваются параллельно, иногда конфликтуют. Это ослабляет церковь, поскольку наиболее перспективные и творческие силы уходят в парацерковные группы. Но если они объединятся, потенциал евангельских церквей значительно вырастет. Мы пытаемся преодолеть их конфликты и показать примеры плодотворного сотрудничества.

Мы видим, что растет нужда в ключевых лидерах с кросскультурным опытом служения. Поскольку в каждой культуре есть свои модели лидерства, нам очень важно находить объединяющие подходы. Это значит, что нужно больше инвестировать в подготовку ключевых лидеров, в ретриты, семинары, стратегическое планирование для наших команд.

При острой нужде в разнообразных ресурсах в ряде стран, в том числе в России, пользование ими связано с большими рисками, т. к. миссионерская деятельность находится под запретом. Сообщение между странами становится затруднительным. Повышаются риски, связанные с информационной и личной безопасностью. Это убеждает нас в необходимости сосредоточиться на формировании и подготовке национальных команд и их ключевых лидеров, способных работать в автономном режиме.

С этим связана и особенная нужда в национальных моделях служения: важно обобщить и представить накопленный местный опыт, эффективный и уважаемый в данном контексте.

Инвестирование в тех, кто способен на самостоятельные национальные миссионерские инициативы, чрезвычайно актуально. Именно национальное лидерство

становится критическим фактором в преобразовании и местных церквей, и их отношений с обществом. Импортные и неадаптированные модели будут отторгаться. Мы анализируем успешный мировой опыт и презентуем национальным лидерам различные зарубежные модели, при этом всегда обсуждая и адаптируя их для местного контекста. Мы смогли активировать огромный потенциал поместных церквей для служения примирения.

Мы видим тысячи молодых людей, готовых служить на своем месте и быть частью большой миссии Бога в этом регионе. Их не замечали в поместных церквах, их таланты не были признаны. Но все изменилось. Сейчас у них есть видение, ресурсы, творческие задания. Это целая армия молодых христиан, которая на наших глазах становится самой большой евангелизационной силой в Евразии. Никакая армия не сравнится с ними. Они молоды, сильны, решительны, посвящены, движимы видением. И вопреки тому, что сегодня многие армии воюют между собой, это движение молодых христианских лидеров является единственной армией, которая объединяет и примиряет армян и азербайджанцев, украинцев и россиян, узбеков и киргизов, грузин и осетин.

Это доброе влияние осязаемо и проявляется в том, как тысячи молодых профессионалов из разных стран собираются вместе и молятся друг за друга; в том, как студенты ШБС из России служат чеченским детям в Грозном; в том, как вдоль линии фронта в Украине возникают новые и новые «церкви без стен», где беженцы и пострадавшие от войны могут найти хлеб и Слово жизни.

Это десятки конференций, новых инициатив, основанных церквей. Это десятки тысяч молодых профессионалов, объединенных видением в движение и ассоциации. Это детские лагеря и социальные проекты для мусульман Кавказа и Средней Азии. Это миллионы людей, встретивших в лице молодых христиан Божью любовь и Слово надежды.

Идея «Школы без стен» и «Миссии в профессии» связана с нашим пониманием церкви как «церкви без стен». Уже есть несколько таких церквей в Молдове, Беларуси и Украине. Они основаны студентами и выпускниками ШБС.

«Церковь без стен» является основным агентом добрых перемен в постсоветском обществе, а также примером для более традиционных церквей – как быть активной и миссиональной церковью.

Мы убеждены, что будущее постсоветских стран зависит не от действующих политических лидеров, а от новых поколений христианских лидеров. Их инициативы меняют церковь и общество. Церкви становятся более активными в социальном плане, а гражданское общество видит добрый пример жертвенного волонтерского труда и смелых преобразований.

Мы верим, что преодоление советских стереотипов в церкви происходит не через перестройку действующих служителей и служений, но через подготовку качественно новых лидеров и начало новых инициатив.

Поэтому миссиология нашего проекта основана на экклезиологии «церкви без стен». Мы не сможем помочь обществу, если не изменим мышление лидеров церкви. Поэтому действуем в следующей последовательности: сначала готовим лидеров в «Школе без стен», затем они преобразуют свои «церкви внутри стен» в «церкви без стен», и уже после обновленные церкви мобилизуются и начинают активную работу в обществе.

Для подготовки наших лидеров мы привлекаем две основные категории тренеров – церковных служителей и профессионалов.

Во-первых, привлекаем к преподаванию местных пасторов и миссионеров, которые разделяют видение ШБС и могут показать практические модели служения «без стен».

Во-вторых, мы приглашаем тех молодых лидеров, которые добились успеха в профессиональной и общественной сферах, чтобы они поделились со студентами своим опытом.

Это сочетание показывает, что у миссии есть две части: церковная и общественная, и Богу нужны лидеры, способные совмещать в себе обе.

Обычно наши тренинги состоят из трех элементов: основы, перспективы, движение. Основы – это миссиологический фундамент, «почему» и «что». Перспективы – это наше видение преобразований в обществе, «зачем» и «ради чего».

Движение – это практическая организация и развитие профессиональных христианских инициатив, «как» и «кто».

Многие пасторы и профессионалы впервые встречаются на наших семинарах и форумах, с удивлением узнают, как много у них общего и как они нужны друг другу.

Мы проводим для них отдельные тренинги: для пасторов предлагаем богословско-миссиологические основы, для профессионалов – практические темы о жизни и служении в их сообществах.

Самым интересным для участников наших встреч являются не ресурсы сами по себе, но живые лица лидеров и их истории успеха. Панельная дискуссия с успешными лидерами из профессиональных сфер – самая популярная часть наших событий. Позже мы обязательно подводим итог в миссиональном ключе и призываем молодых лидеров увидеть в этом не только успех, но также свидетельство и доброе христианское влияние. В конце мы призываем всех обновить свое посвящение Богу и Его миссии, где бы Он нас не использовал: в исцелении ран войны, свидетельстве мусульманам, профессиональной среде.

Помимо материалов, подготовленных нами для семинаров о «целостной миссии», в сборник вошли статьи наших партнеров в проекте – Николая Карпицкого и Дмитрия Матюхина. Их тексты предлагают детальное описание сложившейся ситуации на востоке Украины и миссии церквей в условиях войны.

Мы очень надеемся, что материалы этого сборника смогут заинтересовать молодых, потенциальных и перспективных лидеров темой целостной миссии. От имени международной команды MissionEurasia приглашаем вас стать частью наших инициатив и надеемся на полноценное партнерство в созидании Царства Божьего и миссии примирения, заповеданной всем нам Самим Христом.

 

Михаил Черенков, Денис Гореньков,

Константин Тетерятников, Андрей Мелешко,

Mission Eurasia